Живопись Шишкина
Мастерская портретов
Обратный звонок

Бесплатно по России
+7 (812) 995-7883 Санкт-Петербург

Живопись Шишкина

Иван Иванович Шишкин мало кого оставляет равнодушным. Одни говорят, что он однообразен в своем живописании русских березок и сосенок, другие видят в его полотнах огромную любовь к российской природе, называют соловьем русских полей и лесов и с упоением рассматривают каждую травинку и каждый листик на его картинах. Однако и тем, и другим будет интересно узнать, как художник написал свои самые знаменитые полотна, что он ими говорил (кроме воспевания красоты отечественной природы) и какие легенды вокруг них витают. Конечно, независимо от того, будете ли вы читать статью, вы можете заказать репродукции на холсте картин Шишкина – как самых известных, так и тех, которые не знакомы широкой публике.

 

Художник Иван Шишкин – возмутитель спокойствия

Молодому человеку, отказавшемуся от научного бизнеса в области археологии, которым на старости лет занялся его отец, захотелось рисовать. Семья, конечно, пришла в ужас, хотя даже матушка его говаривала, что «Ванюша в коммерции идиотичен». Да и в гимназии ни один из преподавателей не питал напрасных иллюзий насчет математических и деловых способностей будущего художника, и Ванечку из школы прогнали, не дав доучиться четвертого класса.

В мещанско-купеческом обществе, из которого происходил Шишкин, считалось позорным вступать в гильдию «арестантов и пьяниц», коими считали всех служителей живописного искусства.

Однако училище живописи в Москве будущий художник Иван Шишкин окончил замечательно, впрочем, как и художественную академию в Петербурге. Получив медаль с отличием и пятилетнюю дотацию на европейское путешествие (в то время было принято вчерашнего студента отправлять по заграницам учиться жизни), Шишкин отправился во все тяжкие. Он пил и кутил напропалую, а когда, надышавшись винными парами рейнских кабаков, обнаруживал пустые карманы, ничтоже сумняшеся платил хозяевам заведений тут же сделанными карандашными и угольными рисунками. Кстати, великого европейского живописца из Шишкина не вышло не по причине беспробудного разгула: ему попросту не понравилась природа. Ни мюнхенские, ни женевские, ни дюссельдорфские холмистые и речные красоты не покорили сердца художника. Истосковав по родной непролазной грязи, до окончания срока путешествия Шишкин вернулся в Россию.

В то время, в середине XIX века, пейзажи писались исключительно пасторальные или с южным акцентом и считались легоньким развлечением для салонной публики. Наперекор общественному восприятию Шишкин продолжал писать свои ныне известные картины русской деревенской природы. На одной из передвижнических выставок его «Рожь» поразила умы и праздных зевак, и истинных ценителей живописи.

Живопись Шишкина всегда метафорически изображала события его жизни. К примеру, «Лесные дали» – эпитафия на смерть первой жены, которую он, по свидетельствам очевидцев, переживал очень тяжело. Однако ни на день не прекращал он писать. Он и умер с кистью в руке, пытаясь дописать картину.

Беспокойство и упертость Шишкина попали даже на его надгробие. Некоторые считают, что художник не успел сделать все, что мог, что он стал бы еще более знаменитым, если бы прожил хотя бы лишние пару десятков лет, да и он, говорят, высказывал такое пожелание. Видимо, Мироздание услышало его просьбу, но исполнило ее с присущей ему иронией: на надгробном камне, высекая дату рождения художника, ошиблись, прибавив Шишкину ровно двадцать лет.

 

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Живопись Шишкина – это не только изумительная художественная техника. Его картины это – искреннее и чистое признание в любви российским пейзажам. Но это любовь не романтическая и склонная приукрашивать, а настоящая, глубокая и правдивая: любовь-принятие, любовь-согласие. Изображая дорогу в поле осенним днем, художник писал как есть – лужи, грязь, гнилые листья, – почти магическим образом изображая и промозглость, и резкий ветер, и предзимнее неуютное воронье карканье. Но в каждой – без исключения – картине Шишкина видна любовь к России, к ее отвратительному климату и безбрежным просторам, к каждой ее пожухлой травинке и весеннему половодью.

Пожалуй, картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», называемая в народе «Три медведя», – самое знаменитое полотно художника. Неслучайно именно его схематичная репродукция попала на фантик шоколадных конфет фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»). Но все ли знают, что, во-первых, медведей на картине не три, а четыре?.. Во-вторых, собственно медведей писал не Шишкин. Начав работу над картиной, он продал ее Павлу Третьякову, но поленился сам писать животных, попросив отрисовать их известного анималиста Константина Савицкого. Как честный человек, по завершении работы он предложил Савицкому тоже подписать картину. Однако Третьякова возмутила вторая фамилия, и он – недолго думая, – распорядился ее стереть. Из этого факта, кстати, родилась легенда о неумении Шишкина рисовать что-либо, кроме травок и деревьев. Это неправда: Шишкин бы и сам написал медведей не хуже Савицкого, однако попросту не захотел.

 

Интересные факты

Существует поверие, что, если в помещении висит «Корабельная роща» или «Сныть-трава», кефир скисает гораздо дольше, чем если их нет. Наши заказчики говорят, что эффект сохраняется и если висят репродукции этих полотен.

 

Картины Шишкина много раз попадали на марки отечественного производства.

Возврат к списку